четверг, 21 июля 2011 г.

Наши СЭД - это ECM?


А.К. Сплошь и рядом, даже в устах экспертов, звучит: "наши СЭД - это как раз ECM"...
Е.С. Ну скорее "СЭД - это наши ECM" (смайлик).
Вот такой диалог произошел у меня вчера с Андреем Колесовым в блоге «Документооборот и ECM» на портале PC WEEK. А сегодня мне на полном серьезе пришлось отвечать представителю другого издания, действительно ли между СЭД и ECM есть отличия или это одно и то же. В результате родился следующий пост.
Давайте разбираться. Итак, ECM или Enterprise Content Management — это термин, обозначающий категорию программного обеспечения, предназначенного для управления полным жизненным циклом неструктурированной информации (content) и процессами, в которых она участвует в организации.

Как категория, ECM возникла более 10 лет назад, и в то время технологии, входящие в состав ECM, в основном, ограничивались управлением документами и имиджингом (работой с образами отсканированных документов). В те далекие времена термин «ECM-система» действительно обозначал что-то очень близкое к тому, что мы вкладываем в сегодня понятие СЭД.

Некоторое время спустя в состав категории ECM вошли и другие технологии — например, управление веб-содержанием, видео, аудио, управление записями. Категория программного обеспечения “Business Process Management”, ранее существовавшая отдельно, тоже вошла в состав ECM. Системы на основе ECM-технологий применялись для решения широчайшего спектра бизнес-задач в разных областях, поэтому термин «ECM-система» потерял свою определенность — уже нужны были уточнения — какие технологии использует система, для какой задачи она применяется.

Кроме того, на самом рынке произошла череда слияний и поглощений, в результат чего многие вендоры стали обладателями набора продуктов, реализующих разные ECM-технологии. Все лидирующие вендоры стремились к полноте портфеля и набор “must-have” на тот момент — лет пять-шесть тому назад — составляли продукты для управления документами, бизнес-процессами, имиджингом, веб-содержанием и коллективной работой. В ответ на это аналитики рынка предложили новый термин — ECM Suite, хорошо отражающий зачастую слабую интегрированность продуктов в составе этих портфелей.

Дальнейшее развитие ECM-технологий пошло по пути создания ECM-платформ и перехода ECM на уровень инфраструктуры, что привело к изменению состава основных игроков мирового рынка и почти полному исчезновению так называемых крупных “pure ECM”-вендоров, т.е. тех, кто занимался только и исключительно ECM-технологиями. В дальнейшем с развитием ИТ и появлением новых пользовательских задач в состав ECM вошли новые области — кейс-менеджмент, управление коммуникациями с клиентами, управление содержанием social media, e-discovery.

Сегодня ECM идет еще дальше: ECM-тренды этого года связаны с развитием облачных технологий и консьюмеризацией ИТ. К ним относятся появление Cloud Content Management, т.е. возможности получать Content Management как облачную услугу, и поддержка мобильных пользователей, которым обеспечивается anytime-anywhere access — доступ всегда и отовсюду.

Судить о том, насколько правы те, кто утверждает, что наши СЭД — это ECM, предоставим вдумчивому читателю...

2 комментария:

  1. Елена Стрелкова писала: Enterprise Content Management — это термин, обозначающий категорию программного обеспечения, предназначенного для управления полным жизненным циклом неструктурированной информации (content) и процессами, в которых она участвует в организации.

    Мне кажется, слова о "полном жизненном цикле" не слишком соответствуют действительности (считанные внедрения это реально обеспечивают). Куда важнее другое - интегрированное управление разнородным контентом на базе единой программной платформы. "Соль" ECM IMHO именно в такой интеграции!

    Кстати, напрашивается вопрос: а почему, собственно, ECM - это обязательно управление неструктурированной информацией? Не говоря уже о вполне структурированной информации в электронных таблицах и XML-файлах, что мешает управлять (по крайней мере, отчасти) и полноценными базами данных - при "посредничестве" СУБД? Упор на неструктурированную информацию - IMHO всего лишь исторический пережиток (который также отражает разграничение сфер влияния производителей ECM-систем и СУБД).

    Судить о том, насколько правы те, кто утверждает, что наши СЭД — это ECM, предоставим вдумчивому читателю...

    Чтобы соотнести ECM-системы и СЭД, нужно определить, что такое СЭД. С моей точки зрения, СЭД – это информационная система, имеющая (как минимум) типичный набор функциональных возможностей, которые на данный момент в общественном сознании связываются с термином «СЭД» (собственно, точно так же можно определить и ECM-систему :) ). Их не так уж сложно перечислить: регистрация, ЭЦП, некоторые workflow-возможности, поддержка резолюций, контроль исполнения и т.д.

    С течением времени представление о СЭД меняется, и если когда-то под эти термином подразумевались несложные системы электронного учета (картотеки) бумажных документов, то в последнее время данное понятие эволюционирует – как раз в сторону ECM. Сейчас растет интерес к веб-публикации, долговременному хранению, деловой аналитике, более серьёзному workflow и пр. Дистанция между ECM и СЭД пока что достаточно велика (и наши СЭД все же ближе к «их» ERMS), но за несколько лет она вполне может заметно сократиться.

    ОтветитьУдалить
  2. >>>и наши СЭД все же ближе к «их» ERMS >>>
    Я думаю, не ближе, чем к ECM.

    ОтветитьУдалить