Недавно во время длительного перелета, просто не зная, чем еще себя занять, я посмотрела фильм "Есть, молиться, любить" - ужасно скучный и совершенно ни о чем. Такие картонные истории обычно получаются при экранизации женских романов. Из любопытства потом проверила - ну да, так и есть.
Книжку написала Элизабет Гилберт и называется она немного иначе, чем фильм - "Eat, Pray, Love: One Woman's Search for Everyting Across Italy, India and Indonesia". Search - значит, книжка о поиске... Видимо, ее автор желала поделиться с читателями ходом и результатами этого самого поиска, считая его опыт уникальным. Но, увы, сюжет получился донельзя банальным...
Да и вообще - все наши жизненные пути и искания описываются счетным количеством типовых сюжетов или архетипов, как нам давным-давно объяснил Карл Густав Юнг. Вместо слова "архетипы" также используется термин "behavior patterns" - паттерны или шаблоны поведения.
В общем, "search" героини фильма оказался довольно шаблонным. Но знаете что интересно? Если мы рассмотрим это же самое слово в ECM-контексте, то мы и тут столкнемся с "behavior patterns". И на эту тему тоже есть книжка - может быть, не менее популярная, чем "Есть, молиться, любить" в своей целевой аудитории.
Книга называется "Search patterns", ее авторы - Питер Морвиль (Peter Morville) и Джефри Кэлендер (Jeffery Callender). Оказывается, существует шесть основных паттернов поиска и их знание необходимо для разработки поисковых интерфейсов ECM-систем, веб-сайтов, электронных каталогов. Вот они, их довольно интересно сравнить со своим собственным поведением в поисковых системах:
Quit (выходить) - пользователь набирает поисковый запрос и, получив результаты поиска, сразу выходит из системы.
Narrow (сужать, ограничивать) - пользователь уже не уходит, а, получив результаты, уточняет запрос.
Expand (расширять) - стратегия, обратная предыдущей. Если мы не нашли то, чего хотели, то мы расширяем поле поиска.
Pearl Growing (выращивание жемчуга) - что-то ищем, находим подходящий документ и используем взятые из него слова для нового поиска - например, ищем другие работы того же автора или другие документы на заданную тему или с данным термином.
Pogosticking (прыжки на ходулях) - пользователь многократно переходит со страницы с результатами поиска к отдельным документам и обратно. В небольших количествах такие переходы означают, что пользователь проверяет релевантность результатов поиска. В больших дозах такое поведение - уже не проверка, а симптом.
Trashing ("из пустого в порожнее") - это ситуация, когда запрос, дающий плохие результаты поиска, застревает в голове в своей первоначальной формулировке, подобно якорю - и, даже несмотря на неудовлетворительные результаты, пользователь при последующих попытках очень незначительно меняет первоначальную формулировку.
Оказалось, что мой любимый паттерн поиска - выращивание жемчуга. Правда, раньше я не только не знала, что он так называется, но и даже не осознавала, что действую по постоянному сценарию. Интересно, а как у вас?
Да, если хотите узнать больше, посмотрите презентацию книжки - вот она.
Комментариев нет:
Отправить комментарий