понедельник, 14 февраля 2011 г.

Пределы приватности

Официальная страничка газеты Ведомости в Facebook сегодня проводила опрос о том, могут ли социальные сети помешать развитию карьеры. Вопрос ставился так: "Скажите, пожалуйста, случалось ли, чтобы информация, которую вы сами или кто-то про вас разместил в социальных сетях, реально помешала построению карьеры?"

Те, кто решил поделиться своим мнением, в целом, склоняются к тому, что такое частенько случается, приводя различные примеры из жизни. И вот в связи с этим мне хотелось бы продолжить делиться с вами впечатлениями от книги Питера Хинссена "The New Normal" (Новая нормальность).  Но сначала в двух словах о самой книге. 

В ней описывается идея "новой нормальности" - концепции, предполагающей, что мы сейчас находимся на половине пути в процессе цифровой революции. И, хотя мы уже многого достигли и через многое прошли, то, что нам предстоит впереди, будет еще более волнующим и трудным.  Нам предстоит открыть для себя "новую нормальность" - условия существования в уже наполовину цифровом мире - и исследовать его пределы.

Сегодня поговорим об одном из них - пределе приватности. Слово "приватность" здесь обозначает понятие, которое на английском языке обозначается словом privacy ("приватность" все-таки перевод не совсем адекватный). А слово "предел" используется в том же смысле, что и в математическом анализе (я надеюсь, что школьную программу по математике вы не совсем забыли).

Так вот, в условиях новой нормальности предел приватности стремится к нулю - т.е. к полной прозрачности. В пределе - при переходе к цифровому миру - нам придется привыкнуть жить практически на виду у всех, как рыбки в аквариуме (Питер использует термин "fishball society"). В цифровом смысле, конечно - стены наших домов не станут прозрачными, но информация о нас станет все более и более доступной.

Это уже постепенно происходит - именно об этом и свидетельствуют подобные опросы. И Питер Хинссен, и его участники, приводят, кстати, один и тот же пример - из области рекрутинга. Прежде, чем приглашать кандидатов на собеседование, современные рекрутеры детально изучают их профайлы в социальных сетях. И случаи, когда социальные сети мешают карьере, увы, уже происходят.

Что с этим делать? На мой взгляд, тут есть два выхода. Первый - вспоминаем одно из основных понятий аналитической психологии - "Персона". Персона - это не то, кто мы есть на самом деле, это то, что видят в нас окружающие.  Думаем, как мы хотим выглядеть в их глазах, и соответствующим образом выстраиваем свою "цифровую персону" - наш виртуальный образ в социальных сетях.

Этот способ требует сознательного и критического отношения к себе и, наверное, он подходит не всем. Тут, кстати, дело не только в каких-то поступках, которые не стоит предавать огласке. Наша виртуальная персона, совсем как на сеансе психоанализа, часто выставляет напоказ не самые лучшие наши качества - самодовольство, резкость, безаппеляционность.

Но есть и другой способ - его все чаще выбирают люди молодые, хотя и не только они. Они говорят: "ОК, раз все равно все ничего не скроешь, не будем и пытаться - смотрите". Совсем недавно именно так и поступила известная балерина. Остается только мысленно поаплодировать такой свободе и надеяться, что люди хорошо осознают ее последствия. 

Конечно, каждый сам решает, как поступить. Но, в любом случае, не социальные сети мешают нашей карьере - ей можем помешать только мы сами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий