вторник, 23 марта 2010 г.

Тень, знай свое место!

Одним из основных понятий аналитической психологии Юнга является архетип Тени. Тенью называют набор тех качеств, которыми человек обладает, но не осознает их в себе. В ходе процесса, который Юнг называл индивидуализацией, каждому человеку предстоит встреча со своей Тенью.

Обычно это начинается с того, что Тень начинает вмешиваться в человеческую жизнь — человек совершает неожиданные для себя поступки, например, ссорится с кем-то, удивляясь потом, как он мог так поступить. Драматический пример поединка человека с Тенью мы находим в пьесе Шварца, из которой я позаимствовала название этого поста.

Поэтому осознание своей Тени является важной задачей каждого человека. Юнг по этому поводу писал: «Каждый носит с собой Тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще». Исследование Юнгом архетипа Тени нашло неожиданное продолжение в XXI веке: выяснилось, что у человека есть еще одна тень — цифровая — и она тоже потенциально способна весьма активно вмешиваться в его жизнь.

В ходе исследования “Многообразная расширяющаяся цифровая вселенная: новый прогноз темпов роста мирового объема информации к 2011 году” аналитики компании IDC изучали пути взаимодействия общества с цифровой вселенной и то, как влияет на нее деятельность отдельных людей, включая “следы”, которые они оставляют, пользуясь Интернетом, общаясь в социальных сетях, обмениваясь электронной почтой, пользуясь мобильными телефонами, цифровыми камерами и пластиковыми картами. Выяснилось, что очень быстро растет сегмент “пассивных” следов, которые люди оставляют в цифровой вселенной. Именно эти следы обычно называют цифровой тенью.

“В ходе последнего исследования мы выяснили, что всего лишь примерно половина цифрового следа человека является плодом его активных действий: фотографирования, отправки сообщений по электронной почте или звонков по телефону через Интернет, — отметил Джон Ганц, директор по научным исследованиям и старший вице-президент IDC. — Вторая половина следа, или то, что мы называем цифровой тенью, представляет собой информацию о нас, то есть данные в финансовых отчетах, имена в списках рассылки, хронология посещения сайтов в Интернете и видеозапись наших действий в видеокамерах внешнего наблюдения в аэропортах и городских центрах”.

Согласно исследованию IDC, в 2008 году впервые в истории цифровая тень превысила по объему ту информацию, которую мы создаем о себе сами. Подумайте, где находится ваша цифровая тень и кто контролирует ее сегодня? Департаменты ИТ различных организаций, с которыми мы взаимодействуем в ходе повседневной жизни и в которых остается информация, соствляющая нашу с вами цифровую тень, несут огромную ответственность, во многих случаях предусмотренную законодательством. Они обязаны обеспечить безопасное хранение информации, защиту личных данных, а также соответствие хранимой информации требованиям регуляторов.

Обязаны — но всегда ли они исполняют эту обязанность? Чаще нет, чем да — и в этом Вы легко можете убедиться сами. Вспомните, когда заканчивается срок действия страхового полиса на ваш автомобиль, вам на мобильный и домашний телефон начинают день и ночь звонить агенты различных страховых компаний, которым вы совершенно точно никогда не передавали ни свои контактные данные, ни данные о вашем автомобиле. Так воздействует на вас ваша цифровая тень.

Выводы, к которым пришла компания IDC, состоят в том, что информация нуждается в управлении: для ведения эффективной работы в условиях взрывного роста объема цифровой вселенной потребуется разработка стратегий управления информацией, включая обеспечение ее безопасности, хранения, доступа к ней и ее соответствия требованиям регулирования. Вклад же каждого человека в решение проблемы с цифровой тенью состоит в том, чтобы потребовать этого от бизнеса и государства — в своих же собственных интересах.

В этом и состоит урок, который, нам, как мне кажется, нам нужно позаимствовать из аналитической психологии — взрослый человек должен осознать свою Цифровую Тень и задаться вопросом, не контролирует ли она его. Скажите, кому из вас в описанном выше случае пришло в голову позвонить в свою страховую компанию и спросить у директора по безопасности, какие средства применяются для обеспечения безопасности ваших данных и как они могли стать известны третьей стороне? Если таких людей будет становиться все больше, под давлением общественного мнения проблема цифровой тени начнет решаться.

А для начала вы можете скачать калькулятор своей цифровой тени по этой ссылке.

Другие полезные ссылки:

Пресс-релиз EMC “Результаты нового исследования: стремительный рост объема цифровой вселенной и возникновение глобального феномена “цифровой тени”.

Подробнее об исследовании IDC и феномене "цифровой тени".

Комментариев нет:

Отправить комментарий